Россия — |
Чулымцы – тюркский народ, один из коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Большинство называют себя чулымцы, встречаются также названия: томские карагасы, гораздо реже — чулымские тюрки или чулымские татары. Название происходит от реки Чулым (приток Оби), на которой, в ее среднем и нижнем течении, проживают чулымцы. В 2000 г. постановлением Правительства РФ наделены статусом коренного малочисленного народа.
Чулымский язык относится к уйгурской группе тюркской ветви алтайской языковой семьи. Диалекты: нижнечулымский (говоры кецик, кюэрик, ячинский, чибинский, ежинский) и среднечулымский (говоры тутальский, мелетский). Письменности нет.
В наши дни чулымцы расселены в Тегульдетском районе Томской области, а также в Тюхтетском и Бирилюсском районах Красноярского края.
Главным занятием чулымцев было рыболовство. Заготовка ценных пород рыб имела товарный характер. Важной частью хозяйства чулымцев была пушная охота. Первоначально она служила источником ясака; к концу ХIХ — началу ХХ в. была сориентирована на рынок. Большое значение в системе жизнеобеспечения имел бой кедрового ореха. Для производства домашней утвари и одежды чулымцы заготавливали лыко, бересту, крапиву и коноплю (кендырь). Особенностям таежных промыслов соответствовали средства передвижения: зимой в тайге чулымцы пользовались камусными лыжами, для перевозки припасов и добычи — ручной нартой. Летом наиболее употребительным средством передвижения служили лодки-долбленки, реже дощатые лодки. Еще до прихода русских чулымцы были знакомы с мотыжным земледелием, сеяли ячмень. Огородничество возникло довольно поздно. Чулымцы содержали большое количество коров, овец и лошадей. Скотоводству сопутствовали промыслы, связанные с обработкой шерсти и кожи.
Поселения чулымцев располагались по берегам водоёмов, главным образом вдоль реки Чулым. В старину жилищем служила полуземлянка с открытым очагом. Позже появились срубные избы.
Национальная одежда чулымцев состояла из рубахи и штанов. У мужчин рубахи были шерстяные и дабовые (из китайской хлопчатобумажной ткани); они носили также кафтаны со стоячим воротником и халаты, сшитые из русских и среднеазиатских хлопчатобумажных тканей или китайской дабы. У женщин рубахи шили из холста, а на праздник они одевали ситцевые или шёлковые платья туникообразного покроя. Штаны первоначально изготавливали из налимьих шкурок, позднее мужские штаны были из сукна, женские — из холста. Как мужчины, так и женщины носили камзолы, отороченные мехом. В зимнее время верхней одеждой у женщин служили беличьи или лисьи шубы (тон) с шёлковым покрытием, у мужчин — тулупы, шубы или дохи из козьих, оленьих или лосиных шкур. На головы мужчины и женщины надевали зимой опушённые мехом, а летом у женщин в употреблении были белые или алые колпаки, покрывала (тастар) и полусферические шапки из красного бархата с длинными красными шёлковыми кистями. Ноги чулымцы обували в мягкие унты из козлиной кожи, кожаные сапоги; летом они нередко ходили босиком.
Основу традиционной пищи составляли рыба, дичь и дикие растения, хлеб, мучные и молочные продукты, мясо (особенно конина), грибы. Рыбу вялили, сушили и коптили. Заквашивали на зиму в яме высушенные ячмень, сарану. Молочные блюда (творог, сыр и др.), супы (щи, борщи и др.), напитки (квас, брага, пиво, вино) были заимствованы у русских. Из национальных блюд сохранились уха, бурак-порса (толченая вяленая или сушеная рыба), каша из курмача (очищенного и сушеного ячменя), талкан (болтушка из молотых зерен или муки).
Вы получите ответ на указанный e-mail после рассмотрения его модератором!