Россия — |
История чеченской столицы имеет свои истоки в эпоху начала Кавказской войны. В 1817 г. генерал Ермолов начал выдвижение левого фланга Кавказской линии на юг — с реки Терек на Сунжу. В её среднем течении была сформирована Сунженская линия — система пограничных укреплений русских войск с целью защиты казачьих станиц от набегов горцев и для сообщения с Закавказьем.
На месте нескольких разрушенных чеченских аулов в 6 вёрстах от входа в Ханкальское ущелье 10 июня 1818 г. началось строительство крепости, призванной блокировать горцам выход из ущелья. Её строительство велось в течение нескольких месяцев солдатами российской армии и завершилось к октябрю 1818 года. В то время выход из Ханкальского ущелья был местом наиболее ожесточённых боёв, поэтому крепость назвали Грозной. Она представляла собой правильный шестиугольник, каждый угол которого являлся бастионом, имеющим пушку. По периметру крепость была окружена рвом шириной 20 м. В крепости разместился большой гарнизон — 9 рот егерей и 400 казаков. Осенью 1825 года, когда во время восстания Бейбулата чеченские отряды захватили располагавшийся неподалёку редут Аммир-Аджа-Юрт, они пытались взять штурмом и крепость Грозную. Однако их атака была отбита, а восстание вскоре было подавлено. В 1840 году в крепости проходил службу Михаил Лермонтов, а в 1851–1854 гг. здесь несколько раз бывал Лев Толстой.
В конце XIX века в районе города началась добыча нефти. К 1870 году Грозненская крепость утратила своё стратегическое значение и была преобразована в окружной город Терской области. Во время Гражданской войны власть в городе поочерёдно принадлежала большевикам, Чеченскому совету и врангелевцам. С 1936 года Грозный — столица Чечено-Ингушской АССР.
На момент начала Великой Отечественной войны Грозный наряду с Баку был одним из главных центров советской нефтяной промышленности, а также самым промышленно развитым городом Северного Кавказа — 80% всей советской авиации летало на грозненском авиабензине. Уже в конце июня 1941 года по заданию правительства на грозненских предприятиях началось создание новых марок бензина для нужд армии, которое завершилось к началу 1942 года. Практически всё топливо для танков и машин, которые били нацистов под Прохоровкой, а затем дошли до Берлина, поступало из Грозного и Баку.
В начале лета 1942 года немецкие группы армий «А» и «Юг» подошли к Тереку с целью завладеть грозненским нефтеносным районом. Создалась прямая угроза захвата города. Северное направление Закавказского фронта обороняла 10-я сапёрная армия, в составе которой были батальоны, сформированные из жителей города. В его окрестностях уже высаживались немецкие диверсанты и разведчики, но немецкое наступление было остановлено. Затем начались массированные бомбардировки Грозного. За период с 10 по 15 октября 1942 г. немецкая авиация почти полностью уничтожила нефтепромыслы, нефтехранилища и нефтеперегонные установки. Начались огромные пожары, которые были потушены в течение нескольких дней, благодаря мужеству пожарных. Ценой своей жизни они остановили пламя и спасли не только город, но и нефтяное производство, так необходимое стране. В кратчайшие сроки промышленность Грозного была восстановлена и поставки нефтепродуктов для нужд армии продолжились.
6 апреля 2015 г. Грозному был присвоен статус Города воинской славы за мужество и героизм его жителей, проявленные во время Великой Отечественной войны.
Торжественная церемония открытия памятной стелы «Город воинской славы» в Грозном. 2015 г.
Фотограф Зубайр Байраков.
МИА «Россия сегодня»
Вы получите ответ на указанный e-mail после рассмотрения его модератором!